Протокол №4 заседания ШМО учителей естествознания
от 15 апреля 2014 г.
Присутствовало: 9 человек
Отсутствовало: 0 человек
Повестка дня:
1. Здоровьесберегающие технологии в нашей школе, перспективы и реальность.
2. Составление и проведение школьного выходного мониторинга.
3. Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год.
4. Рекомендации на следующий учебный год.
5. Изучение нормативных документов по проведению ЕГЭ и ГИА-9.
- Здоровьесберегающие технологии в нашей школе, перспективы и реальность.
Слушали: Кондрашова Н.Е., который рассказал об использовании здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Качество образования не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. Статистические данные и результаты многочисленных исследований состояния здоровья детей демонстрируют далеко неутешительную картину его проявления. Аналогичная ситуация отмечается и в отношении здоровья педагогического коллектива. К особой группе причин, обусловливающих различные факторы такого положения, специалисты относят: благосостояние общества; существующую систему содержания и организации образования, не обеспечивающую в достаточной степени здоровьесбережение субъектов образовательного процесса, низкий уровень культуры здорового образа жизни учащихся и отсутствие должной компетенции у педагогов в формировании данной сферы культуры
Анализ научно-литературных источников, практического опыта говорит о том, что термин «здоровьесберегающие технологии» появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для детей и учащейся молодежи, обеспечивающих их здоровье в процессе учебно-воспитательной деятельности.
За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающая педагогика - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:
осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения
признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников
овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций)
реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Выступили:
1. Бамбышева А. Н., которая сообщила, что хотелось бы услышать более конкретные данные по нашей школе, и какие технологии используются у нас. Также она указала, что в своей работе использует различные физминутки, гимнастику для глаз и т.д.
2. Разумова С. М., сообщила о том, что на уроках географии также применяются здоровьесберегающие технологии, особенно нравятся детям уроки-экскурсии, походы, уроки на природе, когда это позволяет программа и погодные условия.
- Составление и проведение школьного выходного мониторинга.
Слушали: Малахова С.П., который рассказал, что подготовлены необходимые контрольно-измерительные материалы для проведения школьного мониторинга. Особое внимание он обратил на КИМы по математике, ознакомил с текстами для 5-9 классов, также ознакомил с КИМами по химии и биологии.
Выступили:
1. Бамбышева А.Н. отметила, что по химии и биологии также запланированы итоговые контрольные срезы знаний учащихся, но в связи с насыщенностью тематического плана удаётся чаще всего использовать только элементы итогового контроля и нет возможности целые уроки посвящать именно проведению мониторинга.
2. Вострикова Л.П. высказалась о трудностях подготовки учащихся к республиканскому мониторингу по математике и что, тем не менее, учащиеся подтверждают свои школьные оценки.
- Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год.
Слушали: Малахова С.П., который проанализировал работу ШМО за прошедший учебный год. По плану работы необходимо было провести 4 заседания ШМО в течение года, сегодня мы как раз проводим последнее, кроме этого конечно решалось много текущих вопросов, которые не стояли в плане проведения заседаний. Выступили:
1. Вострикова Л.П., предложила признать работу ШМО удовлетворительной.
2. Кондрашов Н.Е., предложил отметить активную работу в ШМО Востриковой Л.П., Разумовой С.М. и Бамбышевой А.Н.
Решили: Признать работу ШМО учителей естествознания удовлетворительной.
отметить активную работу в ШМО Востриковой Л.П., Разумовой С.М. и Бамбышевой А.Н.
4. Рекомендации на следующий учебный год.
Слушали: Разумову С.М., которая представила общему вниманию рекомендации по работе ШМО на следующий учебный год. Особо обратив внимание на активизацию работы в ШМО следующих учителей: Кондрашова Н.Е., Леонтьева А.И., Затонской Е.И.
Решили: Принять к сведению предложенные рекомендации.
- Изучение нормативных документов по проведению ЕГЭ и ГИА-9.
Слушали: Малахова С.П., который ознакомил присутствующих с основными нормативными документами, полный перечень и их тексты можно найти на сайте http://www.coko08.ru:
Федеральные документы:
Региональные документы:
|